Права ребёнка

Родители, позаботьтесь о безопасности своего ребенка!

Права, обязанности и ответственность родителей

16.04.2020

  Самое ценное, что у нас есть - жизнь. Жизнь и здоровье детей - это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.
  Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
  Родители имеют равные права и обязаны заботиться о своих детях. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.


РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

- Заниматься воспитанием своих детей;
- Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- Обеспечить получение детьми основного общего образования;
- Выступать в защиту прав и интересов своих детей.


РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО:


- На воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- На преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
- На защиту прав, интересов своих детей без специальных полномочий;
- Требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;
- На общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем;
- На получение информации о своих несовершеннолетних детях из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;
- Выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования;
- Выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление;
- Право управлять имуществом ребенка и др.

  Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
  При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
  Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке:
  Административную, согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
  Уголовную, согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ - за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ - за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях;
  Гражданско-правовую, согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ - в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке.

Ребёнок в алкогольной семье

20.02.2020

Дети, живущие в алкогольной семье (видящие своих родителей пьяными каждую неделю, а то и чаще), заслуживают особого разговора. К сожалению, таких семей становится всё больше. Сыновья и дочери поклонников дурмана нуждаются во внимании и заботе.
Что же характерно для алкогольной семьи? Размытость, нечёткость границ норм поведения. Поскольку вся жизнь неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства, переживания, поступки являются «нормальными», а какие – нет, и поэтому с трудом ориентируются в мире благополучных людей.
Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много построено на лжи, что ребёнку становится сложно распознать правду. Семья старается всячески скрыть «позор», и ребёнок с трудом понимает, что же на самом деле происходит вокруг него. Недостаток тепла, любви членов семьи друг к другу. Поэтому у малыша возникает страстное желание привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и социально негативными. Сходство проблем алкогольных семей обуславливает сходство психологических проблем самих детей. В чём же они заключаются? Взрослые и ребёнок начинают играть в игру «Давайте притворимся, что у нас всё хорошо!». Дети боятся говорить открыто о своих проблемах с другими (друзьями, родственниками), вырастают замкнутыми. Случается, что и во взрослой жизни они продолжают «детскую игру», пытаясь за пеленой самообмана скрыться от собственных проблем (вместо того, чтобы решать их). Ребёнок не чувствует себя защищённым ни в семье, ни за её пределами.
В семье отношения деспотичны, нередко основаны на грубости и жестокости. За пределами семьи малыш постоянно ждёт «разоблачения» - когда окружающие догадаются о происходящем с его родителями и будут, по его мнению, смеяться, жалеть, издеваться. Поэтому дети алкоголиков зачастую становятся жестокими, агрессивными, испытывают чувство неудовлетворённости (обиды на весь мир). Ребёнок не доверяет себе и не может адекватно оценивать самого себя. Страхи и дурные предчувствия являются постоянным фоном жизни ребёнка в алкогольной семье. Мальчик или девочка привыкают ждать от жизни неприятных сюрпризов (ведь каждый день, приходя домой, они испытывают страх и сомнения – что сегодня: скандал или спокойный вечер). Малыш в алкогольной семье постоянно испытывает разочарования. Ведь взрослые не соответствуют ожиданиям ребёнка (они не похожи на пап и мам из «нормальных» семей и не в состоянии выполнить свои обещания: то забудут что-то приготовить для детского сада, то у них нет времени отвести ребёнка на праздник, то нет денег на обещанную игру, санки, коньки...). Дети учатся не доверять окружающим. В дальнейшем это серьёзно отражается на их жизни, в первую очередь, на характере взаимоотношений в собственных семьях. Дети в алкогольной семье играют определённые роли: Герой семьи, ответственный ребёнок (считает себя в ответе за всё, старается сделать больше, чем может, стремиться заслужить наивысшую оценку окружающих); Проблемный ребёнок (использует всевозможные способы для привлечения к себе внимания, бросает вызов окружающим своим поведением); Потерянный ребёнок, кроткий ребёнок (держится изолированно от своей семьи, живёт фантазиями, сильно страдает от одиночества); Любимец семьи, талисман семьи (привыкает к постоянному вниманию и опеке со стороны взрослых, требует такого же внимания и от всех окружающих).
Один и тот же ребёнок может в разных обстоятельствах выбирать разные роли. Опасность заключается в том, что если такие дети вовремя не получат необходимую психологическую коррекцию, то в дальнейшем жизнь их будет крайне осложнена. Так, проблемный ребёнок может стать неуправляемым скандалистом, «герой семьи» - сверхответственным, педантичным, взваливающим на свои плечи больше того, с чем может справиться, и т. д.

Родители в ответе за своих детей, так давайте им дадим правильное представление о семье и светлое будущее.

Неделя правовых знаний

...

С 18 по 22 ноября в МКДОУ № 9 была проведена неделя правовых знаний. В ходе недели воспитанники старших и подготовительных групп закрепляли представления о правах и обязанностях детей; учились применять полученные правовые знания при ситуациях, где были обозначены противоправные действия; формировали навыки правильного поведения в детском саду, дома, общественных местах и на улице. В ходе проводимых мероприятий дети получили представление о Конвенции как о документе, защищающем их права. Завершающим этапом недели было оформление выставки в холле детского сада: «Знакомим детей с правами».
Ответственный социальный педагог.

Неделя правовой грамотности

...

С 15 по 20 апреля 2019 года в МКДОУ №9 прошла Неделя правовой грамотности. В её рамках были организованы профилактические мероприятия:
— 17 апреля в средней «Б» группе состоялось родительское собрание. На нём социальный педагог порекомендовала родителям обратить особое внимание на усиление контроля со стороны законных представителей за поведением детей. В том числе при использовании сети Интернет;
— 18 апреля в детский сад были приглашены гости. Заместитель председателя ТКДН Ю. Ю. Малахова выступила с темами «Важность взаимодействия педагогических работников ДОУ с целью раннего выявления семейного неблагополучия» и «Правила безопасного использования сети Интернет и возможности ограничения доступа несовершеннолетних к нежелательным и запрещенным интернет-ресурсам». Начальник ГИБДД ОМВД России по ЗАТО Мирный Э. В. Носырев рассказал о важности соблюдения правил дорожного движения. Старший инспектор группы по делам несовершеннолетних Н. Н. Ерофеевская оповестила об административной и уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних;
— 18 апреля педагоги подготовительной и старших групп приняли участие в мероприятии «Права детей»;
— В холле детского сада оформлена выставка «Мои права».

Отвечает ли ребёнок перед законом?

...

Часто говорят, что за нарушения законов дети не несут ответственностьт. Это не так. Если закон нарушает ребенок, не достигший 14 лет, то:

  • его могут озязать принести публичное извенение;
  • ему выносят замечание;
  • его передают под надзор родителе;
  • в особых случаях направляют в специальное учебно-воспитательное учреждение;
  • за антиобщественное поведение стявят на профилактический учёт в полицию или территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Родителей ребенка или тех, кто их заменяет, могут обязать восместить вред, причинённый ребенком, заплатить штраф. За действия ребенка приходится отвечать всей семье. Информация обо всех применённых наказаниях может следовать за человеком всю жизнь, поэтому важно не допускать нарушения закона.

«Неделя правовых знаний в детском саду «Сказка».

...

Правовое воспитание детей – одно из актуальных направлений в образовательной деятельности дошкольных учреждений. В нашем детском саду прошла неделя правового воспитания детей с 26.11.18г. по 30.11.18г. Социальный педагог и воспитатели групп в игровой форме знакомили дошкольников с их правами: развлечения, творческие занятия, позволяющие детям осознать значимость каждого ребенка в обществе. Дошкольники знают, что в любой трудной ситуации они могут найти поддержку у взрослых, окружающих их. Но правовая грамотность – это не только знание собственных прав. Дети должны понимать, в каком случае их правовая свобода ограничивается, и наступает зона ответственности и обязанностей.

Правовое просвещение необходимо и родителям. Особенно в семьях с низким педагогическим потенциалом, с неблагоприятной воспитательной обстановкой.

План недели правовых знаний:

26.11.18 — Памятка для родителей «Кто может защитить права», «Что нужно знать взрослым о правах детей»; Беседа «Зачем надо учиться», Беседа «Труд и отдых», «Право на охрану здоровья» (старшая группа «Теремок»);

27.11.18 — Консультация для педагогов: «Социальное здоровье детей»; Беседа «Как и почему появились у детей имена»; Д/и «Права и обязанности детей» (подготовительная группа «Репка»);

28.11.18 — Занятие «История зайчика, который не знал своих прав» (средние группы «Гуси-лебеди», « Кораблик»);

29.11.18 –Беседа «Права детей», «Декларация прав человека» (старшая группа «Винни –пух»);

30.11.18 — Детские рисунки (раскраска) «Права детей» (средние группы «Золотой ключик», «Русалочка»). Выставки в группах.

Ответственный: социальный педагог Кулыгина Л.В.

Мероприятие в старшей и подготовительной группах по правам детей: «История зайчика, который не знал своих прав».

...


Дата проведения: 12.12.18г.
Цель: повысить уровень правовой культуры детей.
Задачи:
-ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами;
-формирование у детей социальной значимости, ответственности в процессе совместной деятельности.
Ответственный: социальный педагог Кулыгина Л.В.

«Что такое жестокое обращение с детьми?»

...

Жестокое обращение — это когда:

  • Ребенка лишают родительской ласки;
  • Ребенка не слушают;
  • Не заботятся о здоровье ребенка;
  • Манипулируют ребенком;
  • Не считают нужным отправить ребенка в школу;
  • Ребенка оставляют без присмотра;
  • Ребенка бьют или причиняют ему вред часто потому, чтобы сорвать зло;
  • Разрушают у ребенка уверенность в себе;
  • Дразнят и унижают ребенка;
  • Ребенка оскорбляют;
  • Не заботятся о том, чтобы ребенок был чисто одет и накормлен.

Права ребенка

...

Глава 11 Семейного кодекса РФ

Статья 56: Несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Статья 63: Родители обязаны воспитывать своих детей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Статья 69: В случае жестокого обращения с детьми и злоупотребления своими родительскими правами родители могут быть лишены родительских прав.

Насилие происходит, когда взрослые причиняют боль или наносят вред детям. Существует 4 осовных вида насилия над детьми.

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход. Физическое насилие может быть однократным или хроническим.

Эмоциональное (психическое насилие) — однократное или постоянное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затруднение его развития и социализацию.

Сексуальное насилие или развращение — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или не прямые акты сексуального характера со взрослым. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию, и появляется отклонение в поведении, затрудняющее социальную адаптацию.

Пренебрежение основными нуждами ребенка(моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего ребенок испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Советы родителям. Делать или не делать

...

Делайте

  • Радуйтесь Вашему малышу.
  • Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
  •  Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
  • Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Разговаривайте с ребенком спокойным, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • Установите жесткие и четкие требования к ребенку.
  • Говорите с малышом короткими фразами.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  • Ваши объяснения должны быть просты и понятны.
  • Говорите медленно.
  • Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
  • Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он их слушает снова и снова.
  • Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
  • Если ребенок начал что-то коллекционировать- кораблики, машинки, или у него проявилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравиться делать.
  • Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
  • Регулярно водите ребенка в библиотеку.
  • Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Играйте с ребенком в разные игры.
  • Проблемы отцов и детей не существуют там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе

Не делайте

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать, — другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  • Не требуйте сразу слишком многого; пройдет немало времени, прежде, чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!».
  • Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
  • Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
  •  Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
  • Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
  • Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей, всех Ваших чувств («мама устала»), абстрактных обсуждений и объяснений.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед, или наоборот, некоторого регресса.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


Обычная версия сайта
Госуслуги
Госуслуги, Архангельская область
Телефон доверия
Соц. сеть работников образования
Правительство Архангельской области